Сергею Беринскому суждено было прожить не очень долгую, но
чрезвычайно интенсивную жизнь. Безвременная кончина в марте
1998 года настигла его в расцвете сил и таланта, прервав многие
его планы, сделав сиротами детей, друзей, учеников...
Сергей Самуилович Беринский родился в 1946 году в молдавском
городке Новые Каушаны. Детские и юношеские годы его связаны с
Донецком, где он окончил музыкальную школу и училище по классу
скрипки. В семье Беринских культивировался интерес к литературе,
звучала разноязычная народная музыка - еврейская, румынская,
молдавская, украинская (этой атмосфере обязан был и старший брат
композитора, известный ныне поэт и переводчик Лев Беринский, в
свою очередь оказавший воздействие на литературные пристрастия
младшего брата). В 1970 году Сергей поступил в Государственный
музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, в класс композиции
А.Г.Чугаева. Чугаев оказал глубокое влияние на формирование его
музыкантской и человеческой личности. Благодарную память об учителе
Беринский сохранил на всю свою жизнь.
После окончания института он остается жить в Москве, все активнее
заявляя о себе как композитор. В то же время его богатая, деятельная
натура ищет новых форм реализации. Дар человеческого общения вкупе
с темпераментом и врожденным "инстинктом истины" влекут его на стезю
"неформальных" педагогически-просветительских деяний и создания своего
рода лаборатории композиторского творчества. Сергей организует
музыкальный клуб, который призван был стать, по его собственным словам,
"испытательным полигоном для музыки всех направлений"; он руководит
семинаром молодых композиторов в Доме творчества "Иваново", ведет
постоянную рубрику бесед с коллегами в журнале "Музыкальная академия".
Эта деятельность, протекавшая в стороне от официальных педагогических
институтов и полная истинно созидательной энергии (она снискала
Беринскому немало верных учеников и последователей) заслуживает тем
большего внимания, что развертывалась в труднейшие пост-перестроечные
годы, "в минуты роковые" жизни страны, когда многие из коллег Сергея
покинули Россию, переместившись на благополучный Запад. И при этом -
непрекращающийся, на пределе самоотдачи, собственный композиторский труд...
Сергей Беринский был убежден в неповторимо-индивидуальной природе
творческого акта, а потому ему чужды были групповые манифесты и
сиюминутные лозунги. Вместе с тем его собственное творчество было в
немалой степени порождено временем - атмосферой отечественной культуры
последних десятилетий века. Близкий по духу старшим современникам -
А.Шнитке и С.Губайдулиной, уже прошедшим к той поре стадию авангардного
экспериментаторства, он воплотил такие изначальные черты поколения
"семидесятников", как тяга к языковому синтезу, склонность к
саморефлексии, устремленность к неким сверхзадачам. "Многоязычие"
Беринского, проявленное как в выборе поэтических текстов, так и в
собственно музыкальном стиле (от бытовизмов - до высокой патетики,
от барочной риторики и синагогального пения - до джаза), - явно
романтической природы. Не случайно ему так близок был Г.Малер - с
его широтой истоков, переплавленных в авторскую исповедническую речь.
Он и сам являл тип романтика-идеалиста, остро ощущавшего трагическую
расколотость бытия и одновременно стремящегося к высотам Гармонии и
Любви, к слиянию с природой и космосом. Полагая, что крестный путь
музыки XX века - в разрушении и новом обретении Красоты, он сам прошел
этот путь, создавая очень разные, подчас полярно противоположные по
эмоциональной окраске сочинения.
Другим предшественником Беринского был Д.Шостакович, с которым его
сближала, наряду с еврейской темой, обостренная социальная отзывчивость.
Отсюда - столь частые в его творчестве мемориальные жанры и посвящения,
возникшие как под впечатлением от личных утрат, так и с мыслью о
жертвах массового геноцида. С годами в его произведениях все настойчивее
звучала религиозная нота - будь то сюжеты Ветхого Завета ("Псалмы
Давида" для четырех виолончелей), либо музыкальные жанры литургической
традиции (впервые опробованной в Реквиеме 1979 года).
В музыке Беринского получили отклик и философская лирика Р.М.Рильке
(Симфония-кантата "К Орфею"), и возвышенная эротика древневосточной
поэзии ("Песни томления Махтумкули"), и юмор отечественных постмодернистов
("Слезы геральдической души" Д.Пригова). В своем стремлении объять
необъятное он касался подчас запретных зон эмоционального натурализма,
создав вокальный моно-спектакль "Истериада" и баянные пьесы "в дурном
стиле". И везде неизменно звучал его авторский голос, узнаваемый в
разноязычье стихов, облекаемый в формы симфоний, концертов, квартетов,
сонат...
Композиторские замыслы Беринского нередко возникали в живом контакте
с музыкантами-исполнителями. Ряд сочинений, включая "Двойной портрет",
он посвятил своим дочерям, исполнительницам на скрипке и на флейте.
Среди известных музыкантов, интерпретировавших (а порой и инспирировавших)
его опусы, - скрипачка И.Бочкова, певицы Л.Мкртчян и И.Куинджи,
виолончелисты Н.Шаховская и В.Тонха, кларнетисты Л.Михайлов и Е.Петров,
баянист Ф.Липс... Последнее имя заслуживает упоминания еще и по той
причине, что, ориентируясь на возможности этого музыканта, композитор
использовал баян в совершенно новой трактовке, далекой от дежурного
амплуа "народного инструмента"; баян для него - и источник новых
звуковых красок, и метафора человеческого дыхания, сюрреалистически
усиленный образ страдающей человеческой души.
Творческое наследие Сергея Беринского столь же объемно, сколь многожанрово.
Среди написанного им - пять симфоний (Пятая осталась незавершенной),
концерты для разных составов с солистами, камерно-инструментальные и
камерно-вокальные циклы, произведения для хора, музыка к театральным
постановкам и кинофильмам.
Его имя вошло в энциклопедический музыкальный словарь New Grove.
|